НАВЕРХ

Все дело в химии, или Как работает автомойка

Сезон одинаково выкрашенных в грязно-серый цвет машин начался в Новосибирске и не только. Многие автолюбители в такой период ждут хорошей погоды и сухих дорог и только тогда едут на автомойку. Однако это вредит машине. Специалисты-автомойщики рассказали, чем грозит многодневная грязь, как часто надо мыть машину и стоит ли доплачивать за разнообразные покрытия.

Мойка машины бывает контактная и бесконтактная. В первом случае к автомобилю прикасаются руки хозяина или мойщика, во втором — загрязнение удаляют только с помощью струи воды под высоким давлением. Также машину может мыть человек или специализированное оборудование. 

В Новосибирске работают всего две автоматические мойки. Принцип действия в них следующий: автомобиль заезжает на ленту конвейера, которая тянет его, пропуская через различные щетки, которые наносят и смывают моющее средство, и сушку.

Фото: Tomwsulcer / CC0

«Главное преимущество — это скорость мойки. Она занимает всего 5-7 минут, и на выходе мы получаем чистый и сухой автомобиль. Водитель может находиться в салоне во время мойки, это безопасно, поэтому многие воспринимают ее еще и как аттракцион и приезжают с детьми», — рассказывает директор автомоечного комплекса «Метро» Константин Глебов.

Но такую мойку, как и контактную ручную, критикуют за то, что после использования щеток и других приспособлений могут остаться мелкие царапины от песка и пыли.

Фазы мойки

Самая обыкновенная бесконтактная мойка называется «химия с протиркой», или однофазная. Сначала с автомобиля струей воды должны сбить основную грязь. Это делают с помощью аппарата высокого давления. Затем при помощи специального пистолета-пульвелизатора на поверхность кузова наносят моющий состав, который через несколько минут смывают водой. Потом машину насухо протирают.

«Температура воды в шланге зависит от времени года. Летом грязь лучше отлетает с горячей водой. Но в холоднее время года с температурой нужно быть аккуратным. От перепада лопаются лобовое стекло, бампера, поэтому зимой моют прохладной водой», — поясняет старший администратор автомойки «Авто154» Александр Григорьев.

«После нанесения одного состава все равно остается статическая пыль или реагент. Если начать протирать после этого, то на машине образуются микроцарапины, машина начинает зашаркиваться, поэтому мы моем машины в две фазы», — объясняет управляющий автомоечного комплекса Spa Авто Олег Чернов.

Суть двухфазной мойки в следующем: на сухую машину наносят первый состав, чтобы смыть основную грязь и песок. Через некоторое время его удаляют водой, и мойщик наносит уже контактный шампунь, причем использует разные губки для кузова и колес. Затем состав смывается. Такая мойка с протиркой занимает около 30 минут.

«Состав наносится снизу вверх, от угла автомобиля, сначала на боковые поверхности, затем на плоскостные и только в конце — на крышу. Мойщик работает на расстоянии 15 сантиметров от авто, чтобы не повредить покрытие. С этой же целью мы проложили шланг по потолку бокса», — отмечает Чернов.

Он рассказывает, что сейчас некоторые автомойки предлагают турбосушку, а не протирку. Поток теплого воздуха дует из специального аппарата. Достоинство турбосушки в том, что можно высушить те места, куда сложно попасть тряпкой, к тому же не царапается покрытие авто. Процесс занимает около 15 минут.

Химия спасительная и опасная

Самое опасное и неприятное для машины — то, что на автомойке могут использовать дешевую некачественную или применяемую не по назначению химию. В результате с молдингов слезает краска, на хромировании появляются следы коррозии, а пластиковые детали белеют. 

После хорошейкачественной автомобильной химии на машине не должно остаться никаких следов грязи, это можно проверить, проведя по кузову светлой тканью.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Дизель против бензина: век противостояния

Автохимия может обладать дополнительными свойствами. По словам Чернова, шампунь с гидрофобным эффектом увеличит отторжение воды и грязи. «Есть состав "антидождь", он создает невидимую пленку, и грязь не задерживается, позволяет реже включать дворники», — приводит примеры он.

Специальный состав могут предложить и для мойки дисков. При нанесении он взаимодействует с ржавчиной и окрашивает такие места в красный, а затем удаляет ее при смывании с водой.

Кроме того, используют специальные составы для защиты лакокрасочного покрытия кузова. Твердый воск, которого хватает на 10-12 моек, защищает от битума и реагентов. Тефлоновое покрытие — от солнечных лучей, солей, насекомых. Нанокерамика — от влаги, ультрафиолета, асфальтной крошки, также придает контрастность цвету кузова и зеркальный блеск. Стоимость нанесения различных покрытий — от 2 до 20 тысяч рублей.

Как часто мыть

Специалисты говорят, что частота мытья машины зависит в большей степени от желания владельца и от погоды, но общие рекомендации все же есть.

«Раз в три-четыре дня надо сбивать грязь, чтобы она не въедалась в лакокрасочное покрытие и не разрушала его. Особо актуально это зимой, когда дороги посыпают реагентами, и даже сейчас, когда эти вещества еще есть на улицах. Также зимой лед в арках разрушает резиночки. Если на полную автомойку жалко средств, лучше просто сделать сбивку, ополоснуть машину», — советует Чернов.Тормозные и дорогие: правда и мифы об «автоматах»

«Надо смывать реагенты, хотя бы раз в неделю, чтобы удалить соли с кузова, иначе разрушается лак, что приводит к коррозии, фары мутнеют», — солидарен с коллегой Григорьев.

Часто мыть двигатель машины, напротив, не рекомендуют. Эту процедуру стоит проводить, если двигатель сильно загрязнен или есть какие-то неполадки, например, подтекает масло неизвестно откуда. 

При этом гораздо лучше, если на мойке будут использовать состав с диэлектриком, который обволакивает и защищает провода, чтобы не было замыкания при соприкосновении с водой.

Цена вопроса

Стоимость мойки в первую очередь зависит от автохимии. Чем она качественнее и безопаснее, тем цена будет выше.

«Автомобиль можно помыть и за 120 рублей у восточных друзей, но химия там будет ужасная», — уверяет Григорьев.

Цены на тех автомойках, которым можно доверять, по оценкам собеседников, на простую мойку с протиркой начинаются от 250-300 рублей. Комплексная мойка, куда добавлены мытье ковриков и уборка салона, обойдется в 500 рублей и больше.

Чтобы выбрать хорошую автомойку, эксперты советуют в первую очередь обратить внимание на самих мойщиков. Даже их одежда говорит о том, насколько серьезно здесь подходят к вопросу. И дело не в фирменных нашивках или чистоте костюмов. Плюс, например, в отсутствии на форме работников пуговиц — чтобы не поцарапать машину.

Иногда мойщики придерживаются поговорки: «плохо помыто, зато хорошо вытерто». Следует посмотреть, какими тряпками сушат автомобиль. На хорошей мойке используют разные для кузова, колес и стекол. Тряпки должны быть чистыми, иначе протирка приведет к повреждению поверхности. Также признаки некачественной работы — это оставшиеся потеки и разводы на машине. Приезжать на такую мойку снова не стоит.

Фото: © Владимир Сараев
Еще по теме
Косы на 1 сентября: пять простых вариантов плетения
Езда без штрафов: обзор видеорегистратора Mio MiVue C533
Мышь бывает универсальной: обзор Logitech M190
Умная колонка с Алисой: тест-драйв «Яндекс.Станции Мини»
смотреть все
  • Опасное вождение
Обсуждение (4)