НАВЕРХ

Косметологи вне закона: как выбрать «правильного» специалиста

Понятие «косметолог» в наше время включает в себя слишком много. Это и мастер, который умеет красить брови, и врач со шприцами. Специалисты рассказали, кому без опасений можно доверить свою красоту и здоровье, и на что надо обратить внимание при выборе специалиста.

В век интернета люди всё чаще ищут необходимые им услуги не по объявлениям в газетах и рекомендациям знакомых, а в соцсетях. Это касается, возможно, даже в первую очередь, процедур по уходу. Чуть ли не у каждой девушки в друзьях или подписчиках есть кто-то, предлагающий сделать «ноготочки» или «реснички». Но нередко женщины доверяют незнакомым людям и более серьёзные процедуры.

Но кому мы доверяем? Чтобы оказывать косметологические услуги, нужно учиться годами, утверждает завкаведрой дерматовенерологии Новосибирского государственного медуниверситета (НГМУ) Ольга Немчанинова.

«В косметологии на сегодняшний день есть два уровня специалистов — врач-косметолог и есть медицинская сестра, которая прошла специальное обучение по косметологии. Эта медицинская сестра отличается от любой другой. Медсестра может сегодня работать в терапевтическом отделении, а завтра перейти в урологию или хирургию, а медсестра, которая планирует работать в косметологии, должна пройти специальное обучение», — рассказывает медик. Мифы о солярии: почему зимой загорать вредно

Медсестра, получив среднее специальное образование, учится на косметолога примерно два месяца. Врач и вовсе проходит ординатуру по дерматовенерологии, а уже потом несколько месяцев получает специальность косметолога.

Причём, чтобы стать врачом-косметологом, изначальных специальностей может быть только две — общий лечебный факультет или педиатрия. Например, стоматолог косметологом быть не сможет.

Уколы — только с высшим

Медсестра с дипломом косметолога, по словам Немчаниновой, может выполнять только простые процедуры, да и то по назначению врача. Это массажи, чистки лица, аппаратные процедуры.

«Что касается, к примеру, инъекционных любых процедур — это только врачебные манипуляции, также любые удаления новообразований, например, папиллом», — добавляет собеседница.

Помимо диплома об образовании, который имеет право спросить каждый посетитель, косметолог (если он работает как индивидуальный предприниматель) или салон, где он трудоустроен, обязаны иметь лицензию на оказание медицинских услуг.

Кроме того, кабинет для оказания услуг должен быть оборудован согласно приказу Минздрава №381 от 2012 года, уточняет врач. Причём у кабинетов тоже есть разновидности, к которым выдвигаются разные требования.

«В нём (приказе) прописаны все требования не только к врачам и медсёстрам, но и к оснащению тех помещений, где можно проводить те или иные манипуляции. Есть кабинет для приёма, есть кабинет для аппаратных методов лечения», — поясняет Немчанинова. 

Таким образом, если у клиента есть сомнения по поводу оборудования, он также вправе попросить документы салона красоты или проверить индивидуальный кабинет на соответствие с законом.

В документе, например, сказано, что в кабинете должны быть медицинская мебель, дерматоскоп, лампа с увеличением, устройства для дезинфекции, в помещении для аппаратных манипуляций — необходимая техника.

Научиться с нуля?

Косметологов в Новосибирске охотно обучают в различных специализированных учреждениях. «Для курсов нужно средне-специальное образование — если это медсестра и фельдшер. Две группы обучения — есть буднего дня и выходного: по полтора и три месяца», — рассказывает администратор учебного центра косметологии «Шарм’L» Александра Зубинина. Холод угрожает красоте: секреты ухода

За год только в этом центре обучение проходят несколько десятков человек. Стоимость курса примерно одинакова в большинстве подобных учреждений — 20-30 тысяч рублей. Медсестёр учат делать массажи, чистки лица и тому подобные относительно простые процедуры.

Без предварительного образования получить специальность косметолога невозможно, подчеркнула администратор.

Но помимо косметологов существуют и косметики — несмотря на похожие названия, суть этих специальностей совершенно разная. Косметики — именно те люди, которые не получили никакого образования, кроме курсов, рассказывает медицинский юрист Юлия Казанцева.

«Косметички так называемые — маску просто наложить, массаж лица: для этого не обязательно нужна медицинская лицензия», — поясняет она. Косметик также учится несколько месяцев, по данным образовательных центров — примерно за такую же сумму.

По информации Роспотребнадзора, косметические услуги — это «физическое и химическое воздействия на кожу лица и тела, брови и ресницы клиента в целях их омоложения, а также придания лицу индивидуальной выразительности с использованием средств декоративной косметики для удовлетворения эстетических потребностей клиента в соответствии с модой».

То есть, например, окраска бровей или обыкновенная маска для лица не будут медицинскими процедурами — таким образом, для того, чтобы проводить их, действительно не нужно быть ни врачом, ни медсестрой.

По закону, косметические услуги считаются «бытовыми», а не медицинскими, так как они никоим образом не нарушают кожного покрова и не «внедряются» в организм. 

«На коленке» и без суда

«Большинство косметологов сейчас работает "на коленке" — дома или в салонах красоты», — констатирует юрист Казанцева.

По её словам, так быть не должно: даже если у человека есть косметологическое образование, он может, как минимум, не дать клиенту никаких документов о том, что он прошёл процедуру, даже чека.

«Я считаю, что человек не должен оказывать медицинские услуги, не имея на это специального разрешения, без образования — это всё-таки работа со здоровьем человека, возможны различные реакции, если это делали "на коленке" — а вдруг анафилактический шок? И всё. Не просто же придумали, что необходима лицензия для медицинской деятельности», — рассуждает адвокат. Стрижка топором: необычные салоны Новосибирска

По её словам, в Новосибирске наработанной практики судебных дел, связанных с неудачными косметологическими вмешательствами, нет. В первую очередь, потому, что в органах следствия и дознания нет компетентных в этой теме специалистов. А их нет потому, что нет практики — получается замкнутый круг.

«В силу того, что такой практики нет, нет следователей, дознавателей, кто бы этим занимался: проще отказать (в возбуждении дела). В гражданско-правовом порядке тоже сложно (что-то доказать) в силу того, что нет медицинской документации в большинстве случаев. И проблематично в силу длительности процедуры», — говорит Казанцева.

По её словам, люди часто не обращаются в суды ещё и потому, что часто побочный эффект, например, от инъекционных процедур, временный — проходит через несколько месяцев.

«Когда обезображено лицо, может человек пойти, а когда эффекты не так выражены, не идёт… Если это медицинские центры, где бывают неудачные процедуры, то они стараются вернуть денежные средства пациенту или дополнительные услуги предоставляют», — добавляет медицинский юрист.

Еще по теме
Размеры и картинка: как выбрать игровой телевизор
Как взыскать ущерб за пробитое в яме колесо
Как смотреть Wink всей семьей на разных устройствах
Как удалить OneDrive из Windows
смотреть все
Обсуждение (0)