НАВЕРХ

Донор — не бочка: как работает Новосибирский центр крови

День донора отмечается в России 20 апреля. Корреспонденты Sibnet.ru побывали в одном из лучших в стране центров крови — новосибирском, где увидели определяющих ВИЧ и сифилис роботов и заглянули в ледяное хранилище с 10 тоннами плазмы.

История переливания крови в Новосибирске началась 85 лет назад — в 1932 году, когда в ходе хирургической операции было проведено первое в регионе переливание. Уже через четыре года, в 1936 году в Новосибирске создали филиал Центрального института переливания крови.

Сейчас это «Новосибирский центр крови», который находится на улице Серафимовича, недалеко от площади Карла Маркса. Каждый день с 8.30 до 12.30 он успевает принять более ста человек. Кто-то приходит, чтобы поддержать родственника или знакомого, но большинство — просто помочь людям.


«Чтобы стать донором, нужно иметь здоровье и желание. Здоровье — это отсутствие хронических заболеваний в фазе обострения, инфекционных болезней, которые могут передаться. Почему мы внимательно относимся к нашим донорам? Потому что нужно понимать, что за этим стоят пациенты, и если мы их заразим, то мы ничем не исправим эту ситуацию», — говорит заместитель главного врача центра крови Юлия Моор.

Путь донора начинается как у звезды Голливуда — с красной дорожки. На входе в центр стоят большие ящики с бахилами, после гардероба посетителей центра встречает администратор и провожает до красной линии, которая обозначает дорогу: самому сориентироваться в коридорах медицинского учреждения не так-то просто.

Первый пункт на пути донора — регистратура. Там фиксируют и проверяют его данные, делают фотографию. Потенциальный донор должен быть как минимум полгода прописан в Новосибирской области, не страдать инфекционными заболеваниями и не жить с теми, от кого можно ими заразиться — эта информация также проверяется.

Впоследствии каждому донору присваивается штрих-код — дальше он наклеивается на его карту, пакеты и пробирки с кровью. Таким образом, её сдача и обработка становятся почти анонимными, но при желании о человеке можно узнать всё необходимое.

После регистрации донор сдаёт экспресс-анализ крови на определение её группы, а также уровня гемоглобина. 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Что скрывает штрих-код?

Следующий этап — осмотр врача, который проверяет давление, температуру, состояние кожи и слизистой. Он также задаёт вопросы о перенесённых заболеваниях.

В случае сдачи крови важно не навредить не только реципиенту, но и самому донору, утверждает Юлия Моор. Например, одно из важных противопоказаний, помимо низкого уровня гемоглобина, — плохое зрение. Если у человека близорукость от минус 6, то сдача крови из-за спазма сосудов может усугубить ситуацию.


«Донор — это не бочка с крантиком, это человек, наша задача — сохранить его здоровье. Он какой пришёл к нам, должен таким же здоровым и уйти», — объясняет заместитель главного врача.

Есть также временные противопоказания, их больше для женщин, чем для мужчин — это менструация, беременность, лактация. Также сдавать кровь нельзя человеку, который недавно болел ОРВИ, ставил прививки.

Печенье и чистые руки

После врачебных кабинетов донор приближается к операционной, но перед тем, как попасть туда, ему нужно пройти ещё несколько процедур.

«Перед кроводачей донор обязательно пьёт чай с печеньем, моет локтевые сгибы, надевает дополнительные бахилы», — рассказывает заведующая отделением заготовки крови Олеся Голышкова.

Сам процесс сдачи крови длится пять минут, но с учётом всех предварительных манипуляций донору нужно провести в центре не меньше часа. В день процедуры человеку даётся справка об освобождении от работы, и ещё одна — о дополнительном дне к отпуску.

Зал разделён на две части: с одной стороны доноры на специальных креслах сдают просто кровь, по 450 миллилитров каждый, с другой происходит аферезный забор — отдельных компонентов.

«Цельная кровь не переливается с 1983 года. Вся терапия компонентная и подбирается только по группе крови», — объясняет Олеся Голышкова.

Самые востребованные группы — это вторая и первая с положительным резус-фактором. Они и требуются, и сдаются чаще всего. Потребность больниц региона служба крови обеспечивает полностью, утверждает собеседница. 

Сто доноров для одной печени

Аферезный сбор нередко становится выходом из сложной ситуации для родственников онкобольных. Например, тем, кто проходит химиотерапию, постоянно нужны тромбоциты крови.


Плазма крови, поясняет Голышкова, требуется при массивных кровопотерях. Такое происходит при дорожных авариях, хирургических операциях.

«Самые тяжёлые кровопотери — это всегда акушерские. Не редкость, когда акушеры-гинекологи переливают кровь от 20, 40 и даже 60 доноров. Роженица здоровая, прекрасная молодая мама приходит в себя и ей говорят: вам перелили кровь от стольких-то доноров… Для неё это шок. Даже не укладывается в голове, как много нужно людей, чтобы спасти чью-то жизнь, но она реально бесценна», — рассказывает Юлия Моор.

Ещё один случай, когда плазма требуется в большом количестве — это трансплантация органов. Например, для пересадки печени необходимо 20 литров плазмы — чтобы собрать её, нужно 100 доноров.

Третий компонент крови — эритроциты. Они требуются при тех заболеваниях, которые сопровождаются анемией — пониженным уровнем гемоглобина.

Цельная кровь, которую в большинстве своём сдают доноры, разделяется на три компонента здесь же, в соседнем помещении. Это делают центрифуги и автоматические сепараторы.

«У нас везде роботы, полностью убран человеческий фактор из-за того, что большие объёмы. Безопасность обеспечивается только здесь», — предупреждает заместитель главного врача перед экскурсией в лаборатории.

За прошлый год служба заготовила более 40 тысяч литров цельной донорской крови и зарегистрировала 43 тысячи доноров, больше половины из которых приходят в центр регулярно.

Проверка роботами

Всего в центре крови работает более сотни сотрудников. Примерно половина из них — и сами почётные доноры. Но в лабораториях в основном тихо и пусто: каждую из них контролирует всего один медик, остальное делают машины.

«Врач-трансфузиолог занимается выбраковкой компонентов на основании лабораторных исследований», — объясняет завотделением. 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Мифы о крови: чем заменить и как влияет на интеллект

В случае если у донора найдут ВИЧ, сифилис, туберкулёз или другую опасную инфекцию, его кровь «в дело», разумеется, не пойдёт. Но, помимо всего прочего, о болезни человеку сообщат специалисты профильного учреждения — данные им передают по закрытым каналам связи.

Пробирки с кровью проходят несколько этапов проверки. Первая лаборатория подтверждает группу, резус-фактор, антитела.

«Если на первом этапе у донора по анализу из пальца определяется группа крови предварительно, то здесь уже идёт анализ автоматизированным методом, более расширенным», — говорит Олеся Голышкова.

Ещё несколько лабораторий проверяют кровь на инфекции, причём на разных уровнях: бывают такие случаи, когда человек уже заражён, но инкубационный период ещё не прошёл и определить болезнь сложнее. Последним методом становится генетический — он исключает вероятность инфицирования уже на 100%, поясняет собеседница.

Заключительная часть центра крови — это место, где хранится и выдаётся представителям больниц, как её здесь называют, «готовая продукция». Но некоторые компоненты крови, чтобы попасть по адресу, должны какое-то время полежать в карантине.

Например, это касается плазмы. Она проходит шоковую заморозку и хранится в специальной камере при минусовой температуре. Сейчас в центре — около 10 тонн плазмы.

Альтруистический настрой

По словам Юлии Моор, норма регулярности сдачи крови во всём мире для мужчин составляет пять раз в год, для женщин — четыре. Промежуток между донациями должен быть не меньше двух месяцев, чтобы организм восстановил потери и отдохнул.

«У мужчин очень высокая вязкость крови, с этим связаны все инфаркты и инсульты. У женщин таких проблем нет, потому что женщина менструирует, рожает, то есть у неё постоянно идёт обновление. Для мужчин (донорство) — необходимая вещь, которая продиктована сохранением здоровья. Проведено колоссальное количество исследований в этой области и доказано, что мужчины, которые регулярно сдают кровь, два раза в год на протяжении многих лет, не болеют инфарктами и инсультами вообще», — рассказывает Моор.

Портрет среднестатистического донора в Новосибирске очень отличается от среднего по стране. Если чаще всего кровь в России сдают молодые люди до 25 лет и женщины после 45, то новосибирский центр принимает больше мужчин, чем женщин. Причём их возраст — 25-45 лет.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Сколько зарабатывают доноры спермы

Всё дело в том, что в других регионах, в частности, в Москве, есть скрытые выплаты за донорство, которые порой достигают 10 тысяч рублей. В Новосибирске же донорам компенсируют лишь питание в день сдачи крови — 500 рублей.

«Мы проводили большое исследование по мотивам. Безусловно, лидировало желание помочь близкому или незнакомому человеку. Альтруистический настрой, что не может не радовать, потому что ВОЗ пропагандирует безвозмездное донорство — это самая безопасная группа по инфекциям», — говорит врач.

Служба крови обеспечивает около сотни медицинских организаций в регионе. Помимо центра, кровь можно сдать в областной и городской больницах, роддомах №4 и №7 и нескольких других организациях — список можно посмотреть на сайте центра.

20 апреля 1832 года молодой петербургский акушер Андрей Вольф впервые успешно провёл переливание крови роженице с акушерским кровотечением. Жизнь женщины была спасена благодаря работе врача и донорской крови мужа пациентки. Сегодня в России ежегодно в переливании крови нуждаются более 1,5 миллиона человек...




Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Экстрим от греха: как проходят крещенские купания
Попасть в КХЛ: как работает хоккейная школа «Сибирь»
Сделано в Новосибирске: от телевизора до электрогитары
До слез Третьяка: в Новосибирске открылась «Сибирь‑Арена»
смотреть все
Обсуждение (3)