НАВЕРХ

История любви: безногий дрессировщик и его львиный гарем

Впервые со своим «гаремом» львиц и тигриц в Новосибирск приехал знаменитый дрессировщик, обладатель премии Высоцкого «Своя колея» Виталий Смолянец. Артист и чиновники от культуры рассказали местной прессе о некоторых секретах общения с хищниками, отношении к защитникам животных, гастролирующих «мошенниках» и ситуации в цирке. Но началась встреча с генерального прогона представления... 

Темный, почти пустой зал, и редкие зрители на стульях, приглашенные гости и работники цирка. На свои репетиции дрессировщики частенько зовут зрителей, просят аплодировать, чтобы зверь не испугался во время выступления, привыкал не обращать внимание на публику, двигающуюся, источающую разные ароматы. Красный занавес отгораживает пять львиц и двух тигров от всех, а в зале работники сцены выставляют нужное освещение.

В ярком луче появляется ведущий, пока еще не в концертном костюме. Несколько слов перед представлением, и на экране над сценой под минорные ноты фортепиано демонстрируется короткий фильм о судьбе дрессировщика Виталия Смолянца, человека невероятной твердости духа.

Премия «Своя колея» была учреждена в 1997 году Благотворительным Фондом Владимира Высоцкого, Министерством Культуры РФ и Департаментом культуры Москвы. Она вручается ежегодно в канун дня рождения Высоцкого. В этом году «Свою колею» получил Виталий Смолянец, названный дрессировщиком года.

Жизнь после жизни

Трагическая случайность оставила Виталия инвалидом. В 2015 году он стал свидетелем ДТП. На обледенелой трассе Тверь — Москва УАЗ врезался в разделительное заграждение. Пассажир пробил лобовое стекло и вылетел на середину магистрали, а водитель находился в шоковом состоянии.

Остановившись на обочине, Смолянец бросился к лежащему пассажиру, чтобы оттащить его с проезжей части. Боковым зрением он увидел, как на них несется фура. Крикнув водителю УАЗа, который успел закатиться под отбойник, Виталий сумел вытолкнуть за ограждение потерявшего сознание пассажира, а сам попал под удар грузового МАЗа.

В итоге травматическая ампутация одной ноги и открытый перелом другой. Но врачи ампутировали и ее, чтобы сохранить пострадавшему жизнь.

Виталий Смолянец завершил лечение и реабилитацию лишь в конце апреля. Все время, которое он провел в больнице, не оставлял мысли вернуться в профессию. Росгосцирк и лично гендиректор поддерживали это стремление. Виталию выделили два миллиона на приобретение протезов — таких, на которых паралимпийские чемпионы ставят свои рекорды. И теперь Смолянец снова отправился на гастроли со своей «Империей львиц».

«Не боюсь подставлять хищнику спину»

Жесткость, с которой Смолянец работает на арене, поражает, и даже немного шокирует, пока не вспомнишь, что напротив него не аморфные персидские котики, а хищные звери. И пусть сытый вид пяти львиц и двух тигров никого не обманывает. Глядя в их желтые безжалостные глаза невольно ежишься. Но тут же забываешь об опасности, увидев, как полосатый хищник облизывает дрессировщику лицо.

Что ждет на представлении, новосибирский зритель может увидеть уже в эти выходные. Пока же, в этой почти камерной, можно сказать, домашней обстановке цирка, ладится не все. Свет не тот, музыка включается с опозданием, дрессировщик облачен в клетчатую рубашку и спортивную куртку. 

Но хищники повинуются ему беспрекословно, отчего не обращаешь внимание на то, что двигается дрессировщик на костылях. Но зная предысторию, замечаешь, что показаться слабым он не боится, как и повернуться к зверям спиной.

«Я спиной поворачиваюсь. Но пока не изучу хищника, я так не поступлю. Это непрофессионально. Пожалуй, только цирковые понимают, что когда дрессировщик отворачивается от хищника, это трюк, непонятный зрителю. Но он означает, что я доверяю зверю. Кстати, спину больше надо прикрывать от тигра, нежели от льва. Обиженный лев пойдет лоб в лоб», — рассказывает Виталий Смолянец.

О своей работе после травмы Виталий говорит обыденно и свободно, не опасаясь никаких вопросов — по его словам, людей, которые злорадно смеялись за спиной, довольно много. Но еще больше тех, кто вовремя подставил плечо. Но самые большие сомнения у него вызывал вопрос: как оценят его состояние подопечные?

«До потери ног я основную часть времени проводил с ними. И после того как я, потеряв ноги, после трехмесячного перерыва, пришел в манеж, то очень переживал, вспомнят ли они меня. Я тогда был даже не на протезах, а в коляске, у меня билось сердце, моя жена даже заплакала, когда увидела как львы, не обращая ни на кого внимание, просто столпились возле решетки, толкали друг друга, рычали. Я подумал, что нельзя предать просто так эту львиную любовь», — вспоминает Смолянец.

Первое время Виталию приходилось осторожничать. Он не знал, как себя поведут хищники — он стал слабее и это могли почуять львицы. Но все прошло великолепно. Правда, от пары трюков пришлось отказаться.

«Я не могу лечь на львов, как раньше, иначе просто не встану. Еще мы убрали трюк с прыгающей через меня львицей, заменив ее тигром. И теперь я хочу сделать еще лучше. В ближайшем будущем я собираюсь вывезти в манеж еще двух хищников: тигрицу и львицу, теперь их будет девять», — рассказывает дрессировщик.

Тигры и львы — животные в цирках уже привычные. Гораздо реже можно встретить, скажем, рысь. Дрессировщица Наталья Дурова рассказывала, как однажды взяла дрессировать маленького рысенка, думая, что это камышовый кот, чем до полусмерти перепугала свою мать. Тогда рыси считались куда опаснее, чем львы, и даже медведи, хотя сейчас на аренах эти животные работают довольно много и успешно.

Войти в клетку — уже опасно. Но если говорить о самом опасном трюке, то это тот, где львица из рта дрессировщика берет кусок мяса. И если это не доверие, комментирует артист, тогда что можно назвать доверием? При этом любимчиков у Виталия нет, каждый хищник для него все равно, что ребенок.

Хищники в квартирах и плакаты правозащитников

Отношение к защитникам прав животных у Виталия спорное. Любому желающему он готов продемонстрировать, в каких условиях живут его подопечные, не голодают ли, не мерзнут ли. Хотя, глядя на весьма упитанных львиц, трудно поверить, что они в чем-то нуждаются.

«Я не лишал их воли. Скорее, я воли лишил себя, потому что даже в отпуск не могу уехать надолго, потому что хочу видеть, что они едят, как спят, чисто ли в их вольерах. А правозащитникам лучше бы сходить в те места, где содержат песцов и норок, с которых потом сдирают шкуры. В цирке никто никого не убивает», — говорит Смолянец.  Жизнь с хищником: африканский лев поселился в обычной квартире

«Правозащитники часто собираются у цирка, особенно, когда привозят хищников. Недавно пришли ребята в накидках из шкур медведя. Я спрашиваю: какой ты правозащитник, если носишь на себе мех медведя? Они удивились: это же готовое изделие!» — подхватывает Сергей Шабанов, директор филиала ФКП «Росгосцирк» «Новосибирский государственный цирк».

Высказал Виталий Смолянец свое мнение и по поводу содержания в квартирах хищных зверей. Он считает, что держать в квартире такое животное равносильно тому, чтобы запустить в нее отряд ОМОНа для карательной операции. Рано или поздно эта бомба взорвется.

Цирк уехал, клоуны остались!

На пресс-конференции говорили не только о программе Виталия Смолянца и его львицах. Была затронута и честь артистов, страдающих от избытка гастролирующих любителей, которые паразитируют на фамилиях знаменитых цирковых династий.

«Я то и дело сталкиваюсь со случаями, когда на гастроли приезжают артисты, прикрывающиеся фамилиями знаменитостей. Недавно вижу: братья Запашные. Приезжаю, вижу незнакомцев, смотрю в паспорта — действительно Запашные, но не те. Пользуются тем, что фамилии на слуху, и ведь не придерешься. Кто-то ведь им выдает паспорта. Не удивлюсь, если скоро увижу афиши на которых будет «Император тигриц Малинец». Печально, когда такие вот артисты появляются на другом берегу Оби во время премьер. Я понимаю, что конкуренция должна быть, но она должна быть здоровой», — сетует Сергей Шабанов.

Нужно просто любить цирк

Новосибирский цирк, в отличии от многих других, смутные времена пережил, и теперь не в каждом городе можно увидеть такой масштаб и размах. Представления проходят регулярно и всегда с аншлагом. А выступление такого дрессировщика, как Виталий Смолянец, гарантирует успех.

«Я часто слышу от людей, что у них что-то не получается, при этом лишь из-за самого себя. Человек может всего добиться, главное захотеть. И самое главное — нужно любить цирк, потому что все искусство собрано в одном здании. У меня сложилось впечатление, что эти львицы — ваши женщины, это ваш гарем, они так вас любят. Они даже рычат с любовью», — сказал Виталию министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников.

По словам Решетникова, то, что новосибирский цирк федеральное учреждение культуры — плохо, это лишает возможности финансово помогать, разве что только в рамках совместных проектов.

«В конце года впервые мы проведем на территории цирка "Рождественский фестиваль". Сделаем тут концертную площадку для наших учреждений культуры. А сейчас мы работаем с домом народного творчества, делаем фестивали, которые можно считать международным, раз уже Казахстан участвует», — рассказал о таких совместных проектах Решетников. 


Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Игра «Три фронта»: кроссворды, оружие и стихи
Массовое купание в проруби устроят в Омске на Масленицу
Томские танцоры запланировали рекорд Гиннесса в московском метро
Горный Алтай отменил запрет на ночную работу кафе
смотреть все
Обсуждение (0)