США, Китай и Россия: кто первым захватит Луну?

21 июля мы в очередной раз отметили знаменательную дату — в 1969 году в этот день на поверхность Луны впервые ступила нога человека — американского астронавта Нила Армстронга, командира экипажа экспедиции «Апполон-11». Сегодня, как и полвека назад, ученые уверены — космическая экспансия неизбежна — для выживания людям необходимо освоить околоземную орбиту, а затем Луну и Марс. Но как теперь, спустя почти 50 лет, проходит новая «лунная гонка» между Россией, США и Китаем и какие богатства достанутся победителю?

Последний раз человек был на Луне 45 лет назад. Какое-то время приоритетом для колонизации исследователи называли Марс, однако его освоение — тяжелая задача на грани технологических возможностей человечества. Именно поэтому Луна, как ближайшее к Земле небесное тело, выбрана ведущими державами для создания первого космического форпоста землян.

В ходе первой «лунной гонки» 1960-х годов США и СССР уже имели планы сооружения лунных баз. Так, NASA разработала проекты аванпостов на Луне Lunex Project и Project Horizon. В СССР ученые бюро «Спецмаш» создали проект базы «Звезда». Однако в итоге замыслы двух сверхдержав так и не были реализованы из-за огромных бюджетов этих проектов.

Зачем нужна Луна

Луна — удобная площадка для сборки и запуска космических кораблей, ведь здесь сила тяжести в шесть раз меньше земной. Это означает, что ракета-носитель сможет вывести значительно больше полезного груза в дальний космос. При этом в последнее время на спутнике Земли обнаружили большое количество воды у полярных кратеров.

Наличие воды означает, что производство ракетного топлива можно наладить прямо на Луне, расщепляя лед на водород и кислород. Реализация проекта лунного космодрома пока невозможна из-за отсутствия нужных технологий, но может стать реальностью в перспективе — примерно через 40-50 лет, считают ученые.

Луна также обладает большим количеством полезных ископаемых. Как только на земном спутнике появится космодром или так называемый лунный лифт, человечество получит возможность отправлять ресурсы на Землю. Исследователи уже выяснили, что на Луне есть залежи титана, никеля, алюминия и железа.

Кроме этого, в поверхностном слое лунного грунта накоплен изотоп гелий-3, который может использоваться в качестве перспективного топлива для термоядерных реакторов будущего. Сейчас стоимость гелия-3 составляет порядка 20 миллионов долларов за килограмм. На Земле этот изотоп практически не встречается.

Луну можно использовать как гигантский сейф — недавно российские специалисты предложили обустроить там подземные хранилища, в которых земные ценности и артефакты могли бы храниться практически вечно, без риска повреждения, кражи или вандализма. Там же можно спрятать образцы семян и зародышей — на случай катаклизма на Земле.

США вернутся на Луну за ресурсами

Специалисты NASA разработали долгосрочную программу освоения Луны, общая стоимость которой оценивается в 500 миллиардов долларов. На первом этапе должны начаться регулярные полеты на спутник Земли. В финале программы на Луне предполагается иметь колонию, которая сможет самостоятельно производить воду для своих нужд.

Программа носит название Lunar Oasis — согласно ней, переброску необходимого оборудования на Луне необходимо осуществить за 30 полетов. В каждом из них ракета будет доставлять на земной спутник примерно 14 тонн полезных грузов. После подготовительного этапа на Луну отправят надувные жилища для колонистов.

Стены такого жилища предлагается заполнять водородом, который колонисты смогут самостоятельно добывать из лунного грунта. «Начинка» исключит возможность замерзания надувных домов. Для размещения базы специалисты NASA предлагают использовать один из кратеров, что дополнительно обезопасит базу от солнечной радиации.

По оценке экспертов, строительство такой базы займет примерно три года. Надувной купол рассчитан на десять человек, которые могли бы проводить необходимые исследования и вести модернизацию своего жилища. Энергетическим «сердцем» форпоста предполагается сделать миниатюрную атомную станцию.

Фото: © ESA

Еще одним вариантом является строительство базы с помощью принтера D-Shape, который бы использовал в качестве сырья реголит — лунный грунт, который состоит из мелких частиц. Для того чтобы изготовить из него «лунный бетон», необходим оксид магния. Если ученые смогут забросить необходимое количество этого катализатора на Луну, принтер автоматически напечатает любое жилище для космических колонистов, уверены ученые.

Китай нагоняет конкурентов

Китай начал космическую гонку намного позже США и России, однако наверстывает упущенное семимильными шагами. Для этого китайцы даже не стесняются скупать старые технологии — например, недавно они приобрели у Киева документацию советского лунного модуля, разработанную специалистами конструкторское бюро «Южное».

Пекин также заручился поддержкой Евросоюза — весной 2017 года генеральный секретарь Китайского национального космического управления Тянь Ю Лун провел переговоры с генеральным директором Европейского космического агентства Иоганном-Дитрихом Вернером о строительстве совместной базы на Луне.

Беспилотная часть лунной программы китайцев, которую назвали в честь богини Луны Чанъэ, состоит из трех этапов, два из которых уже завершены. Китай успешно выполнил полеты по окололунной орбите и справился с мягкой посадкой на спутник Земли спускаемого модуля с полезной нагрузкой.

Фото: © NASA

Китайский луноход «Юйту» («Нефритовый заяц») стал первым за 40 с лишним лет луноходом с момента завершения деятельности советского «Лунохода-2» 11 мая 1973 года. Прилунение китайского аппарата стало первой мягкой посадкой на Луну с 1976 года, после советской автоматической станции «Луна-24».

Теперь Пекин работает над третьим этапом своей программы — доставкой лунного грунта на Землю. Первая попытка намечена на 2018 год. С учетом скрупулёзности китайцев, сомневаться в успехе миссии не приходится. После этого ученые Поднебесной приступят к разработке лунной базы, которая станет своеобразной «вишенкой на торте» в космической программе Китая.

Россия старается не отстать

А что Россия? У нее тоже есть собственная лунная программа, которую Роскосмос в 2014 году представил правительству. На первом этапе российские ученые намерены запустить к Луне пять автоматических станций, пилотный старт намечен на 2019 год. Затем последует годичный перерыв и новые пуски — ежегодно по одному.

Перед автоматическими станциями поставлены задачи отработки технологий посадки и создания на Луне постоянно действующей базы, исследование лунной поверхности в районе южного полюса, изучение грунта и его доставка на Землю в 2025 году. С 2030 года планируется начать пилотируемые миссии на спутник Земли.

Для полетов на Луну Роскосмос предполагает использовать транспортный корабль «Федерация», который придет на смену «Союзам». Новый многоместный корабль рассчитан на месячные автономные миссии. Ожидается, что в 2031 году состоится первая высадка россиянина на спутник Земли. Стоимость программы оценивается в 12 триллионов рублей.

Кроме этого, Роскосмос при освоении Луны сделает ставку на роботов-аватаров, которые будут управляться операторами с Земли. Задержка в управлении составит всего 4 секунды, что позволит с помощью механических помощников выполнять различные задачи на лунной поверхности. В реализацию программы роботов-астронавтов Роскосмос вложил почти 3 миллиарда рублей.

Фото: © Роскосмос

На финальном этапе Россия намерена разместить на поверхности Луны жилые модули для колонистов. «Лунный полигон будет постепенно преобразовываться в лунную базу, вокруг которой будет постепенно наращиваться исследовательская и обеспечивающая инфраструктура», — говорится в тексте российской программы.

Нет сомнений, что колонизация Луны произойдет еще при жизни нынешнего поколения. Остается делать ставки — кто победит в новой «лунной гонке». На кону — не только государственный престиж и научные открытия. Луна — гигантский кладезь полезных ископаемых. Страна, которая первой научится использовать их, совершит невероятный технологический скачок.