НАВЕРХ

Как пять культовых «стрелялок» изменили мир

Шутер — самый популярный жанр среди видеоразвлечений. Сотни миллионов игроков ежедневно садятся за компьютеры или консоли, чтобы сразиться лицом к лицу с виртуальными врагами. В день рождения культового шутера Quake, который вышел в 1996 году, Sibnet.ru выбрал пять «стрелялок», которые смогли бесповоротно изменить игровую индустрию.

Первые шутеры зародились в далеком 1974 году, когда на свет появились проекты Maze War и Spasim, которые независимо друг от друга разработали программисты Стив Колли и Джим Бовери. Графика в них практически полностью отсутствовала, однако были зачатки трехмерного окружения и враги, в которых можно было стрелять от первого лица.

Doom

Игра от компании id Software, выпущенная 10 декабря 1993 года, практически создала моду на жанр «шутер от первого лица». Здесь впервые появился динамичный геймплей в мрачных локациях, мультиплеер, ловушки. По оценкам некоторых экспертов, игру в итоге установили не менее 150—160 миллионов человек.

При этом движок Doom — псевдотрехмерный, монстры рисовались из спрайтов, поэтому их трупы, как и другие предметы в игре, было невозможно обойти и разглядеть с разных сторон, они всегда показывались под одним и тем же углом к игроку. Также Doom стал одной из первых игр, в которой разрешили моды — пользователи могли сами добавлять уровни.

По сюжету игрок выступает в роли безымянного бойца космического спецназа, который попадает на Марс и сталкивается с демонами ада, которые вырвались из портала, установленного на Фобосе. Чтобы выжить, протагонисту предстоит преодолеть 27 уровней, включая секретные, и уничтожить сотни монстров с помощью самого разнообразного оружия, включая знаменитый BFG.

Quake

Оглушительный успех нового жанра разработчики из id Software закрепили в 1996 году, когда вышел Quake. Игра совершила революцию в 3D технологиях, используя полигональные модели с текстурами вместо спрайтов. Впервые игроки увидели полностью трехмерный мир. Основную часть движка Quake написал ведущий программист компании Джон Кармак.

В Quake было двадцать восемь уровней, которые сгруппировали в четыре эпизода. Традиционно игрок использовал огромное количество оружия и сражался с пугающими врагами, которые атаковали через врата-телепорт. Пользователям предстояло отразить вторжение и проникнуть на территорию врага, повергнув древнего бога.

С появлением первого Quake зародилось понятие «киберспорт» — впервые игрокам дали возможность сражаться не только в локальной сети, но и через глобальную Сеть. Через некоторое время стали проводиться крупные чемпионаты по Quake, возникли первые профессиональные игроки.

Half-Life

Компанию Valve Software прославил научно-фантастический шутер, выпущенный в 1998 году. Half-Life стал первым шутером, в котором сюжет развивается полностью внутри игрового пространства, создавая неповторимый эффект непосредственного присутствия. Развитие истории происходит с помощью скриптовых сцен.

Примечательно, что игра не разделена на уровни — существование игровых карт вызвано техническими ограничениями, они подгружаются во время перемещений героя на лифтах или переходах в другое пространство. При этом игрок вовлекается в происходящее с помощью множества приемов. В частности, впервые в шутерах у протагониста появляются союзники.

Сюжет повествует о событиях в секретном научно-исследовательском комплексе Black Mesa. Главным героем становится талантливый физик Гордон Фримен, работающий в лаборатории аномальных материалов, который попадает в эпицентр катастрофы, создавшей портал между Землей и враждебным миром Ксен.

Red Faction

Компания Volition выпустила в 2001 году игру Red Faction, главной отличительной чертой которой является полностью разрушаемый мир. Игрок может уничтожить практически любую конструкцию с помощью автомата или ракет, а также других подручных средств. При этом каждый раз разрушения происходят по реалистичным законам физики.

Шутер породил моду на физические движки, которые позволяли пользователю интерактивно взаимодействовать с игровым миром. Используемый в Red Faction игровой движок Geo-Mod использовал технологию создания тоннелей, проломов в стенах, просчитывая и видоизменяя в режиме реального времени геометрию окружающего пространства.

По сюжету, в Red Faction шахтер по имени Паркер становится участником восстания против корпорации Ultor на Марсе, которая нещадно эксплуатирует рабочих и не собирается спасать их от смертельного вируса. На протяжении всей игры протагонисту приходится бороться за выживание и помогать союзникам, а в финале он покидает Красную планету.

Far Cry

Немецкая компания Crytek представила в 2004 году по-настоящему революционный шутер от первого лица, где игроку дали полную свободу действий на огромных локациях и продемонстрировали графику следующего поколения. В игре был задействован движок CryEngine, который раскрыл возможности новейших видеокарт.

Игрокам была доступна вся территория уровня сразу, без дополнительных загрузок. Размеры локаций Far Cry поражали пользователей, которые привыкли к линейным шутерам. Впервые отсутствовали загрузки между внутренними и наружными помещениями, хотя разработчики применили в них разные модели освещения.

Протагонист — бывший спецназовец Джек Карвер, который оказывается на таинственном островном архипелаге после атаки наемников на его яхту. Через некоторое время он узнает, что на острове группа ученых проводит генетические эксперименты, которые ставят под угрозу все человечество.

Еще по теме
Показаны уровни отмененной игры S.T.A.L.K.E.R.
Steam анонсировал тотальную весеннюю распродажу
Показан геймплей «убийцы» The Sims
Трилогия S.T.A.L.K.E.R. вышла на консолях
смотреть все
Обсуждение (87)