НАВЕРХ

Стратегический гигант: как советский Ми-12 ошарашил Запад

Уникальный советский гигант Ми-12 в ходе испытаний 6 августа 1969 года смог поднять груз в 44 тонны на высоту в 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Sibnet.ru вспомнил историю машины, которая стала символом отечественной мощи и заставила Запад признать первенство конструкторской школы СССР.
Ми-12 стал последним вертолетом сибиряка Михаила Миля, который разработал первую модель самолета в 12-летнем возрасте. В декабре 1947 года Миль занялся вертолетами и в 1964 году стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были разработаны вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24, многие из которых стали легендарными.

Перевозчик ракет

Ми-12 разрабатывался по заказу военных — им был нужен сверхтяжелый транспортный вертолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН, а также для создания позиционных районов ракетных войск на местности без дорог с твердым покрытием.

В 1960-е годы ни один вертолет в мире не имел грузоподъемность в 40-50 тонн. Планировалось, что ракеты до аэродрома будет доставлять самолет Ан-22 «Антей», а затем с помощью нового вертолета они станут перебрасываться на стартовую площадку. Разработать проект сверхтяжелой машины поручили КБ Миля.


Вертолет разрабатывался в сжатые сроки — постановление правительства о его создании вышло в 1962 году, а уже через пять лет винтокрылый гигант отправился в свой первый полет. При этом конструкторы столкнулись с множеством трудностей — например, им пришлось победить неизвестные ранее автоколебания, которые возникали при взлете монстра.

Максимальный взлетный вес машины составлял 105 тонн, а в грузовой кабине и на внешней подвеске можно было перевозить грузы общей массой порядка 41 тонны. В частности, это позволяло загружать в вертолет танк Т-72. В НАТО уникальный вертолет получит обозначение «Homer» — Запад принялся пристально следить за проектом.

Размеры Ми-12 потрясали — диаметр несущих винтов составлял 35 метров, а длина фюзеляжа приближалась к 37 метрам. Вертолет при посадке полностью занимал площадь стандартного футбольного поля. Суммарная мощность четырех двигателей составляла 26 тысяч лошадиных сил, крейсерская скорость вертолета достигала 260 километров в час.

Шок американцев

Миль предложил для гиганта необычное решение — в отличие от американцев было решено использовать не продольную, а поперечную схему расположения двигателей. Идея оказалась удачной. Кроме этого, крылья вертолета были особенными — они сужались по мере приближения к фюзеляжу, что создавало дополнительную подъемную силу.

В итоге изящное конструкторское решение дало пять дополнительных тонн тяги. При этом Ми-12 был очень надежным — даже при отказе одного из двигателей вертолет мог продолжить полет с использованием единственной моторной группы. Трансмиссия синхронизировала винты и не допускала перехлеста лопастей, что на тот момент являлось ноу-хау.

6 августа 1969 Ми-12 поднял груз в 44 205 килограммов на высоту 2255 метров и установил «вечный» рекорд грузоподъемности для вертолетов. Как отмечают эксперты, вряд ли это достижение будет когда-либо побито. Примечательно, что масса полезной нагрузки самого грузоподъемного вертолета в истории США CH-47 Chinook составляет всего 12 тонн.

Фото: Alf van Beem

Показанный на международном авиасалоне в Ле Бурже в 1971 году Ми-12 произвел фурор — в гиганте могли разместиться почти 200 солдат и тяжелое вооружение. В итоге ошарашенная американская делегация наградила ОКБ Миля «Призом Сикорского», который вручается за выдающиеся достижения в вертолетостроении.

Ми-12 успешно прошел цикл государственных испытаний, однако его будущее оказалось под вопросом — у военных появились легкие стратегические ракеты на мобильных пусковых установках. Необходимость в доставке тяжелых ракет в отдаленные районы отпала. При этом для использования в народном хозяйстве гигант оказался слишком дорогим.

Всего было построено два опытных экземпляра Ми-12. Один из них теперь находится в музее ВВС в Монино, а другой хранится на территории Московского вертолетного завода. Полученный конструкторами опыт не пропал даром — идеи были использованы при создании другого богатыря Ми-26, который в итоге стал главным вертолетом-тяжеловозом страны.

Еще по теме
Российские войска накроют Запорожье защитным куполом
Участники СВО смогут взять льготную ипотеку на вторичку
Шойгу пообещал усилить удары по логистическим центрам Украины
ВСУ потеряли полмиллиона человек с начала спецоперации
смотреть все
Обсуждение (57)