НАВЕРХ

Стратегический гигант: как советский Ми-12 ошарашил Запад

Уникальный советский гигант Ми-12 в ходе испытаний 6 августа 1969 года смог поднять груз в 44 тонны на высоту в 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Sibnet.ru вспомнил историю машины, которая стала символом отечественной мощи и заставила Запад признать первенство конструкторской школы СССР.
Ми-12 стал последним вертолетом сибиряка Михаила Миля, который разработал первую модель самолета в 12-летнем возрасте. В декабре 1947 года Миль занялся вертолетами и в 1964 году стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были разработаны вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24, многие из которых стали легендарными.

Перевозчик ракет

Ми-12 разрабатывался по заказу военных — им был нужен сверхтяжелый транспортный вертолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН, а также для создания позиционных районов ракетных войск на местности без дорог с твердым покрытием.

В 1960-е годы ни один вертолет в мире не имел грузоподъемность в 40-50 тонн. Планировалось, что ракеты до аэродрома будет доставлять самолет Ан-22 «Антей», а затем с помощью нового вертолета они станут перебрасываться на стартовую площадку. Разработать проект сверхтяжелой машины поручили КБ Миля.


Вертолет разрабатывался в сжатые сроки — постановление правительства о его создании вышло в 1962 году, а уже через пять лет винтокрылый гигант отправился в свой первый полет. При этом конструкторы столкнулись с множеством трудностей — например, им пришлось победить неизвестные ранее автоколебания, которые возникали при взлете монстра.

Максимальный взлетный вес машины составлял 105 тонн, а в грузовой кабине и на внешней подвеске можно было перевозить грузы общей массой порядка 41 тонны. В частности, это позволяло загружать в вертолет танк Т-72. В НАТО уникальный вертолет получит обозначение «Homer» — Запад принялся пристально следить за проектом.

Размеры Ми-12 потрясали — диаметр несущих винтов составлял 35 метров, а длина фюзеляжа приближалась к 37 метрам. Вертолет при посадке полностью занимал площадь стандартного футбольного поля. Суммарная мощность четырех двигателей составляла 26 тысяч лошадиных сил, крейсерская скорость вертолета достигала 260 километров в час.

Шок американцев

Миль предложил для гиганта необычное решение — в отличие от американцев было решено использовать не продольную, а поперечную схему расположения двигателей. Идея оказалась удачной. Кроме этого, крылья вертолета были особенными — они сужались по мере приближения к фюзеляжу, что создавало дополнительную подъемную силу.

В итоге изящное конструкторское решение дало пять дополнительных тонн тяги. При этом Ми-12 был очень надежным — даже при отказе одного из двигателей вертолет мог продолжить полет с использованием единственной моторной группы. Трансмиссия синхронизировала винты и не допускала перехлеста лопастей, что на тот момент являлось ноу-хау.

6 августа 1969 Ми-12 поднял груз в 44 205 килограммов на высоту 2255 метров и установил «вечный» рекорд грузоподъемности для вертолетов. Как отмечают эксперты, вряд ли это достижение будет когда-либо побито. Примечательно, что масса полезной нагрузки самого грузоподъемного вертолета в истории США CH-47 Chinook составляет всего 12 тонн.

Фото: Alf van Beem

Показанный на международном авиасалоне в Ле Бурже в 1971 году Ми-12 произвел фурор — в гиганте могли разместиться почти 200 солдат и тяжелое вооружение. В итоге ошарашенная американская делегация наградила ОКБ Миля «Призом Сикорского», который вручается за выдающиеся достижения в вертолетостроении.

Ми-12 успешно прошел цикл государственных испытаний, однако его будущее оказалось под вопросом — у военных появились легкие стратегические ракеты на мобильных пусковых установках. Необходимость в доставке тяжелых ракет в отдаленные районы отпала. При этом для использования в народном хозяйстве гигант оказался слишком дорогим.

Всего было построено два опытных экземпляра Ми-12. Один из них теперь находится в музее ВВС в Монино, а другой хранится на территории Московского вертолетного завода. Полученный конструкторами опыт не пропал даром — идеи были использованы при создании другого богатыря Ми-26, который в итоге стал главным вертолетом-тяжеловозом страны.

Обсуждение (57) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (57)
0
Добавить комментарий