Пришельцы и песни Сатурна: главные космические открытия 2017 года

Фото: ESO/M. Kornmesser / CC BY 4.0

Ученые в 2017 году порадовали множеством открытий в космосе — им удалось окончательно доказать существование гравитационных волн, найти планету с «идеальным» климатом для людей, а также подробно исследовать Сатурн с помощью самоубийственной миссии Cassini. Мы собрали самые интересные и важные космические открытия уходящего года.

Столкновение нейтронных звезд

Ученые коллаборации LIGO окончательно подтвердили существование гравитационных волн, которые представляют собой рябь пространства-времени, возникающую при взаимодействии сверхтяжелых объектов. Данные были получены 17 августа — исследователи зафиксировали сильнейший сигнал от двух нейтронных звезд, которые столкнулись между собой.

Фиксирование гравитационных волн детектором LIGO в прошлом году назвали величайшим научным прорывом, а в 2017 году все работавшие с ним ученые получили Нобелевскую премию по физике. Возможность измерить гравитационные волны дает доступ к совершенно новому измерению науки, отмечают эксперты.

Аномальное снижение активности Солнца

Солнечная активность достигла минимума за 11-летний цикл на 1,5 года раньше, чем обычно, выяснили российские астрономы. В итоге космическая погода в окрестностях Земли практически утратила свою связь с Солнцем — главным фактором космической погоды стал солнечный ветер — поток плазмы, срывающийся с поверхности звезды.

Солнечная активность напрямую влияет на все процессы, происходящие на Земле. Например, некоторые исследователи связывают низкую солнечную активность с эпидемиями опасных вирусных заболеваний. Как отмечают ученые, в ближайшее время можно не ждать мощных вспышек на Солнце.

Система с пришельцами

Астрономы из NASA и Европейской южной обсерватории обнаружили всего в 40 световых годах от Солнца звездную систему, в которой есть сразу семь «клонов» Земли, шесть из которых входят в «зону жизни». По современным оценкам, система TRAPPIST-1 считается главным кандидатом на обнаружение потенциальной внеземной жизни.

Наблюдения показали, что на планетах может присутствовать вода в жидком виде, а красный карлик, вокруг которого вращаются небесные тела, оказался спокойного характера — это минимизирует возможности потенциальных вспышек, которые стерилизуют системы. В скором времени TRAPPIST-1 станет объектом пристального изучения учеными.

Странные «песни» Сатурна

Зонд Cassini во время своей миссии смог записать музыку Сатурна — эти звуки представляли собой плазменные волны, производимые заряженными частицами внутреннего кольца планеты. Они были зафиксированы при помощи научного инструмента RPWS в ходе маневра аппарата, который пролетел между газовым гигантом и ближайшим к нему кольцом.

Оказалось, что песня Сатурна больше всего походит на гул взлетающего самолета. Также исследователи выяснили, что пространство между внутренней стороной ближайшего к Сатурну кольца и планетой почти свободно от частиц пыли. Ранее считалось, что здесь зонд столкнется с большим количеством пылевого вещества.

Органическая «броня» звездного пришельца

Международная группа астрономов установила, что загадочный астероид Оумуамуа покрыт толстым слоем органики, который напоминает «броню». Ученые подозревали, что объект представляет собой замаскированный корабль пришельцев. Пролетающий через Солнечную систему Оумуамуа был открыт в октябре 2017 года.

Астероид длиной 400 метров имеет странную вытянутую форму, которая считается идеальной для межзвездного космического корабля. Спектроскопические наблюдения астероида показали, что поверхность астероида богата органикой. При этом толщина этого слоя может составлять около метра, а под ней может скрываться лед.

Планета с идеальным климатом для людей

Астрономы из Женевского университета в Швейцарии обнаружили в созвездии Девы «двойник» Земли — планета находится центральной части «зоны жизни» и с высокой степенью вероятности обладает схожим с земным климатом. Открытие было сделано при помощи спектрографа HARPS и новейших методик анализа данных.

Найденная планета в созвездии Девы вращается вокруг достаточно спокойного красного карлика Ross 128. Масса планеты примерно в 1,3 раза выше, чем у Земли, также она получает примерно в 1,4 раза больше света, чем наша планета. Нахождение в «зоне жизни» означает, что вода на такой планете может существовать в жидком виде.

SpaceX впервые повторно запустила ракету

Американская компания SpaceX 30 марта впервые в истории смогла отправить в космос первую ступень ракеты Falcon 9, которая до этого уже использовалась при старте. Спустя девять минут первая ступень отделилась и успешно приземлилась на плавающую платформу в Атлантическом океане.

Основатель SpaceX Илон Маск назвал успешный запуск Falcon 9 с использованной ступенью «настоящей революцией в космических полетах». Новая технология открывает возможность существенно экономить на стартах с помощью многоразового использования первой ступени, которая является самой дорогой частью ракеты-носителя.

Самый мощный в истории взрыв звезды

Самая мощная в истории наблюдений космическая вспышка была зафиксирована международной группой астрономов в 2017 году — инцидент произошел в галактике, удаленной от Солнечной системы на 2,6 миллиарда световых лет. Открытие удалось совершить с помощью телескопа Pan-STARRS в обсерватории на вершине вулкана острова Мауи на Гавайях.

Светимость этой вспышки примерно в 20 раз превзошла вспышки обычных сверхновых. По оценкам астрономов, звезда PS1-10adi должна была быть гипергигантом, а причиной беспрецедентной яркости могло стать взаимодействие вещества из внешней оболочки звезды с плотной межзвездной средой.

Главная фабрика антиматерии в Галактике

Ученые установили, что вся антиматерия Галактики создается при взрывах сверхновых, возникающих при слиянии белых карликов. «Фабрика» данного вещества долгое время оставалась неизвестной астрономам, которые на протяжении 50 лет искали источник частиц антиматерии.

Выяснилось, что в ходе взрывов термоядерных сверхновых, которые наблюдаются только после слияния пар белых карликов, вырабатывается титан-44 — именно это вещество оказалось главным источником антиматерии Галактики. Его количество и частота распада очень точно укладываются в данные по количеству антиматерии в центре Млечного Пути.

Разгадана тайна темных полос на Марсе

Американские ученые раскрыли загадку ярких полос вблизи крупных кратеров на Марсе, которые были впервые получены аппаратом Mars Odyssey. Оказалось, что такие аномальные объекты создаются под воздействием сверхмощных смерчей, возникающих внутри ударных кратеров в результате разломов породы из-за тектонической деятельности.

Компьютерное моделирование показало, что гигантские смерчи вырывались на поверхность и развивали скорость до 800 километров в час. Ударный фронт такого смерча буквально стирал камни в порошок, оставляя за собой гладкие полосы в скалах. При этом обычные смерчи на поверхности Марса оставить такие следы не могут, так как на планете отсутствуют сильные бури.
Фото: © Arizona State University