НАВЕРХ

Пиво ждут новые ограничения: по пол-литра с маркировкой

Фото: © Sibnet.ru

Рынок пивной продукции в прошлом году снизился на 5% и тенденция падения продолжается. К этому привели новые законы — сначала это были запреты на продажу в определённые часы, затем в определенных местах и в определенной таре. Сейчас депутаты рассматривают дополнительные ограничения, одно из них — запретить продажу пива в пластиковой таре объёмом более 0,5 литра. Что и и где в итоге смогут купить любители пенного напитка?

Авторы идей объясняют свои предложения исключительно заботой о здоровье граждан. Однако у многих именно такой путь к оздоровлению нации вызывает сомнение. Эксперты уверены, из-за подобных ограничений активизируются продавцы-нелегалы, чтобы удовлетворить спрос потребителей.

Только по 0,5

Группа депутатов выступила с очередной инициативой — запретить продажу пива в пластиковой таре объёмом более пол-литра. Один из разработчиков законопроекта, депутат Госдумы от Алтайского края Николай Герасименко (ранее был автором идеи по ограничению продажи алкоголя в вечернее время и вблизи социальных объектов) подчеркнул, что таким способом он и его коллеги хотят заставить россиян начать заниматься своим здоровьем.

«У нас 40% мужчин не доживают до пенсии. Смертность мужчин трудоспособного возраста в пять раз выше, чем в Европе. Это говорит о том, что у нас мужчины потребляют очень много алкоголя, наркотиков, больше курят. Девушке в 20 — 25 лет проблематично выйти замуж, найти нормального мужика — он или алкоголик, или наркоман или голубой. Молодежь начинает пристращаться к крепкому алкоголю с пива. Помните как в старой комедии: "Пиво без водки — деньги на ветер"», — сказал Герасименко. Закуски к пиву: соль — враг сердца и гурманов

Эксперты и представители отрасли говорят, что если закон примут, то это может больно ударить по бизнесу, а особенно по малым предприятиям и ИП. Так, предприниматель из Кемерова Дмитрий Тимохин уверен, что держать магазин разливных напитков будет просто невыгодно. Увеличатся очереди и время ожидания налива пива в тару, а это, скорее всего, будет раздражать потребителей, и им будет проще купить пиво в ближайшем супермаркете, где работают несколько кассиров.

«Как может объём (тары) повлиять на уменьшение потребления пива — я не понимаю. Вместо одной бутылки в 1,5 литра возьмут три по 0,5. Потребитель берёт большую бутылку не потому, что хочет сэкономить 20 рублей, а потому, что так удобнее — нести до дома, хранить в холодильнике, везти на природу. Также, как и с водой — кому-то удобнее взять 1,5 литра, а кому-то 0,5. Закон направлен на то, чтобы, как мне кажется, пивной отрасли стало хуже», — прокомментировал Тимохин.

Участники рынка уверены, что вслед за бизнесом может пострадать и экономика в целом, ведь значительная доля налоговых отчислений составляют акцизы. По данным министерства сельского хозяйства Новосибирской области, только в прошлом году пивоварни (из них три крупных производителя — «Балтика», «Москва-Эфес» и Объединённые пивоварни Хейнекен) и пивные магазины принесли в бюджет региона 10 миллиардов рублей налоговых отчислений, а в бюджет страны — более 140 миллиардов. И это несмотря на то, что рынок пива в прошлом году упал на 5%. Пока в условиях запретов и ограничений предприниматели могут работать, платить налоги и зарплату рабочим, но они уверены — дополнительная нагрузка скажется на их работе отрицательно.

«Представим, что есть линия, которая разливает 10 тысяч полторашек в час. Если её перестроить на 0,5, она будет разливать максимум 11 тысяч бутылок. То есть объём производства снизится с 15 тысяч литров до 5,5 тысяч литров в час. Чтобы сохранить прежние показатели, производителю нужно будет купить две дополнительные линии, а это немалые расходы», — пояснил Тимохин. 

Но депутат Герасименко в своих аргументах непреклонен: «Что нам дороже: человеческая жизнь или прибыль бизнеса? Я также автор закона "О защите населения от табачного дыма". После того, как его приняли, снизилось потребление и продажи сигарет, закрылись две табачные фабрики. Тоже бизнес пострадал! Но не надо забывать, что у нас на первом месте по смертности — заболевания, вызванные курением. Это рак лёгких, рак трахеи, сердечно-сосудистые заболевания. Наша главная задача — снизить потребление пива, особенно в молодом возрасте».

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Росстат назвал самые запойные регионы

Законопроект предполагает, что запрет начнёт действовать уже с 2020 года. Контролировать исполнение закона, по задумке депутатов, должны будут Росалкогольрегулирование (РАР) и Роспотребнадзор, проводя регулярные рейды по питейным заведениям и точкам продаж пива. Продавцы, которые попадутся на нарушении закона, должны будут заплатить штраф — до 200 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и до 500 тысяч рублей для юридических лиц. Справятся ли ведомства с такой задачей? Пока не ясно, ранее представитель РАР в беседе с Sibnet.ru отметил, что штат организации небольшой, поэтому обойти все торговые точки будет сложно.

В прошлом году законодатели уже ввели запрет на продажу пива в ПЭТ-бутылках объёмом два и три литра. Потребители тогда нашли выход из ситуации: в пивном магазине они сначала покупали тару побольше, только потом продавец наливал в неё алкоголь. То есть получалось, что покупатель пришёл за пивом как бы со своей тарой, а это законом не запрещено. В итоге пиво снова стали разливать в «двушки» и «трешки». А как бороться с этой лазейкой, авторы нового законопроекта пока не придумали.

Вывести из тени

Втрое направление законодательных инициатив — легализация рынка алкоголя. Правоохранительные органы ежемесячно изымают и уничтожают сотни тысяч литров опасного суррогата. Депутаты и профильные ведомства предлагают различные способы, чтобы сократить количество нелегального алкоголя на рынке. Один из них — система ЕГАИС, с 2016 года через неё обязаны работать все продавцы розницы. Однако многие умудряются её обходить. Как в интернете, так и онлайн множество недобросовестных торговцев, которые предлагают поддельные пиво, водку и вино. И никто не даст гарантий, что бутылка, купленная у них, не окажется последней.

По данным управления РАР в Сибирском федеральном округе, только в 2018 году в Новосибирской области были изъяты из оборота и уничтожены 760 тысяч литров поддельных пивных напитков. Лабораторный анализ показал, что пива в них не было ни капли. Вся продукция — голимые разведённый спирт, ароматизаторы и химические добавки. 

Сейчас обсуждают обязательную маркировку бутылок с алкоголем, по аналогии с шубами и лекарствами. «Наличие метки подтверждает, что с товара были в полном объёме уплачены все налоговые и таможенные платежи. Если товар не маркирован, то оборот такого товара будет запрещён, и, таким образом, будет дополнительно обеспечено исполнение налогового и таможенного законодательства, причём не только в РФ», — заявлял ранее заместитель министра финансов России Илья Трунин.

Производители выступают резко против такой маркировки потому, что у них многократно возрастут расходы на внедрение технологии маркирования, а также на неизбежную модернизацию систем хранения и логистики.

«Введение маркировки не решит проблему нелегального пива, зато ухудшит ситуацию для ответственных налогоплательщиков, поскольку резко увеличит расходы пивоваров, дистрибьюторов и ретейлеров. Как результат, это вовлечет повышение цен и снижение продаж именно легальной продукции», — отметила член Союза российских пивоваров Елена Устрикова. Водка, незаменимая в быту: почистить и вылечить

Союз на последнем отраслевом форуме, который состоялся в новосибирском Экспоцентре, презентовал прогноз, как введение маркировки скажется на всех участниках рынка. Так, на пивоварнях произойдёт ряд изменений — от дизайна этикетки и банки до переоборудования производственных линий; а чтобы наносить и считывать код, конвейер придётся насколько раз останавливать. Кроме этого, специального оборудования, которое наносит, считывает и упаковывает банки, бутылки и коробки по определённому коду пока ещё не существует, как и информационной системы, в которой будет зарегистрирована вся произведённая продукция.

Национальный союз защиты прав потребителей ранее предлагал вводить маркирование постепенно, и начать с нанесения акцизных марок на пиво, сидры и пуарэ, по аналогии с остальной алкогольной продукцией. Кроме того, предлагалось обязать производителей крафтового пива фиксировать произведённую продукцию в ЕГАИС.

Обсуждение (43) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (43)
0
Добавить комментарий