Сибирские студенты на практике откопали предка мамонта

Фото: © ТГУ

Студенты Биологического института Томского госуниверситета во время практики в Хакасии изучали древние почвы и обнаружили крупные костные остатки, которые предположительно принадлежат предку шерстистых мамонтов – трогонтериевому слону, сообщает пресс-служба вуза.

Эти млекопитающие обитали на планете от 800 до 400 тысяч лет назад. Подобные находки, говорят ученые, встречаются значительно реже, чем кости шерстистых мамонтов, и представляют большой интерес для науки.

Ученые полагают, что студенты обнаружили верхние зубы и кости черепа трогонтериевого слона, которого еще называют степным мамонтом. Он был предком шерстистых мамонтов, которые в большом количестве обитали на территории современной Сибири несколько десятков тысяч лет назад. Считается, что трогонтериевый слон был одним самых крупных представителей хоботных – в плечах он мог достигать 4,2 метра, весил до 10 тонн.

«Не исключена принадлежность найденных зубов и хазарскому слону, который является промежуточным эволюционным звеном между трогонтериевым слоном и шерстистым мамонтом. Время существования этого животного – средний плейстоцен, 400-100 тысяч назад», – говорит доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии ГГФ ТГУ Андрей Шпанский.

Хазарский слон тоже населял открытые пространства, но был меньше по размерам. Чтобы определить принадлежность остатков точнее, ученым нужно изучить их, провести измерения.

Находка представляет большой интерес, потому что в Хакасии немного крупных рек, накапливающих большие объемы отложений, которые служат могильником для древних животных. Кроме того, трогонтериевые и хазарские слоны в силу их геологического возраста встречаются реже шерстистых мамонтов.

Три года назад во время совместной летней практики ученые и студенты Биологического института и ГГФ обнаружили девонские почвы возрастом более 300 миллионов лет. Во время лабораторных исследований монолитов почвы в них нашли древние растения – археоптерисы. Это примитивные хвощи, которые одними из первых вышли из моря на сушу.

Фото: © ТГУ