НАВЕРХ

От Т-34 до «Арматы»: легендарные машины «Уралвагонзавода»

Фото: Ministry of Defence of the Russian Federation / CC BY 4.0
Купить иллюстрацию
Крупнейший в мире производитель танков — «Уралвагонзавод» (УВЗ). С 1941  года предприятие выпустило порядка 100 тысяч единиц бронетехники — безусловный мировой рекорд в танкостроении. Такие машины, как Т-34-85, Т-55, Т-62 и Т-72 принесли УВЗ мировую славу.

Многие спрашивают: почему «вагонзавод»? Дело в том, что это предприятие в Нижнем Тагиле было создано для железнодорожных нужд. 11 октября 1936 года с конвейера сошли первые вагоны. Такую продукцию завод выпускает и сейчас, но известность он завоевал благодаря танкам.

До Великой Отечественной войны в СССР было два главных центра танкостроения. Это Харьков, где занимались средними танками, включая Т-34, а также Ленинград, в котором разрабатывали и производили тяжелые машины, в том числе КВ.

В августе 1941 года на базу «Уралвагонзавода» эвакуировали предприятия из Харькова и был создан Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. Всего за годы войны там было собрано 25 тысяч боевых машин — больше, чем на всех заводах Германии (23 тысячи танков) вместе взятых.

Фото: Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Лучший танк Второй мировой

Танк Т-34 разработали в Харькове, а вот его усовершенствованную версию Т-34-85 — уже в Нижнем Тагиле. Создать машину с более мощной броней и вооружением сподвигло активное применение немцами на Курской дуге летом 1943 года танков «Тигр» и «Пантера».Идеальное оружие: секретные танки «Уралвагонзавода»

Т-34-85 оснастили 85-миллиметровой пушкой ЗИС-С-53, бронепробиваемость которой обеспечивала уверенное поражение танков и САУ Германии на реальных дистанциях боя. Дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых деталей превратили танк в трудноуязвимую мишень.

Новую машину приняли на вооружение Красной Армии 23 января 1944 года, уже с 15 марта того же года на Уральском танковом заводе №183 началось ее серийное производство.

По совокупности боевых и технологических характеристик Т-34-85 признан лучшим средним танком Второй мировой войны. В СССР его производили до 1950 года, в Чехословакии и Венгрии по лицензии — до 1958-го. Всего в мире было выпущено 30,5 тысячи машин этого типа. «Тридцатьчетверка» стала самым массовым танком в истории.

«Т-34 был неоспоримо лучшим танком в мире. Сочетание скошенной брони, мощной пушки, хорошей скорости и маневренности у него было намного лучше всего того, что в то время имели немцы», — считает ветеран американской армии Джейсон Белкорт, служивший в танковые войсках.

Наследники «тридцатьчетверки»

Первой послевоенной машиной уральского производства стал танк Т-54 — своего рода квинтэссенция опыта применения танков во Второй мировой. Вооруженная 100-миллиметровой пушкой Д-10T и четырьмя пулеметами, имеющая 200-миллиметровую броню в лобовой части, эта машина принимается на вооружение в апреле 1946 года. Сразу же ее серийное производство разворачивается на Урале.

В 1951 году харьковские конструкторы возвращаются на Украину, но Нижний Тагил оставляет за собой статус одного из центров танкостроения, наряду с Харьковом и Ленинградом. В 1958 году на вооружение принимают, созданный на основе Т-54, танк Т-55, который был разработан уже исключительно уральскими конструкторами.

На Т-55 впервые в мире были установлены стабилизатор пушки сначала только в горизонтальной плоскости, а потом еще и в вертикальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу. 

Фото: Adam Hauner / CC BY-SA 4.0

Главной фишкой новой машины стала система противоатомной защиты, которая обеспечивала полную герметизацию боевого отделения. Экипаж танка был надежно защищен не только от ударной волны, светового излучения и радиации, но и мог вести бой в условиях применения оружия массового поражения.

Высокие боевые качества Т-55 обеспечили высокий спрос на машину. В Советском Союзе производство этих танков осуществлялось вплоть до 1979 года. За этот период было выпущено более 20 тысяч машин этого типа в различных модификациях.

В начале 1960-х годов стало ясно, что 100-миллиметровый бронебойный снаряд Т-54 и Т-55 уже не обеспечивает уверенного поражения новых натовских танков М60 (США) и «Чифтен» (Великобритания).

Поэтому в Нижнем Тагиле был разработан новый танк Т-62. На нем впервые в мире была установлена гладкоствольное орудие — 115 миллиметровая пушка У-5ТС «Молот». Впоследствии такие артиллерийские системы начнут устанавливать на западные машины. Т-62 принимается на вооружение в 1961 году, с 1963 года на «Уралвагонзаводе» начинается его серийное производство.

Революция в танкостроении

Тем временем, в Харькове шла разработка революционного по своим техническим характеристикам танка, который впоследствии получит название Т-64. На нем впервые в мире установят специальный механизм заряжания, что позволит сократить экипаж до трех человек. До сих это остается главным отличием отечественных машин.

На новой харьковской машине впервые также появятся 125-миллиметровая пушка, многослойная комбинированная броня, сначала оптический, а потом лазерный дальномер, входящий в систему управления огнем.

Фото: Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Как все революционные машины, харьковский Т-64 поначалу не отличался надежностью. Самым сложным в эксплуатации оказался оппозитный дизель 5ТДФ. Этот двигатель требовал тонкой настройки и тщательного ухода — он часто выходил из строя.

Поэтому было принято решение создать танк, в котором бы сочетались революционные новшества Т-64 и выдающаяся надежность Т-55 и Т-62. Работу над этим танком поручили конструкторам УВЗ. Так и появился легендарный Т-72.

Поначалу танк пытались создать установкой на Т-64 надежного двигателя, созданного на базе дизеля В-2, стоящего еще на Т-34. Но тагильские конструкторы вносили в машину все больше изменений. Была создана новая ходовая часть взамен хрупкой тагильской. Установлен новый автомат заряжания. Была изменена система бронирования.

Продвинутый и надежный

В отличие от Т-64, Т-72 вышел более простым, с несколько усеченными боевыми характеристиками, но совершенно неубиваемым даже для советского солдата-срочника.

Т-72 постепенно модернизировался. На смену базовой версии пришли сначала Т-72А, а затем Т-75Б. Были созданы упрощенные версии танка, которые стали активно продаваться за рубеж и производиться по лицензии в других странах.

Танк Т-72 попал на страницы Книги рекордов Гиннесса как самый массовый танк современности. С 1974 по 1990 год УВЗ выпустил 20 544 таких танка, кроме того, модификации танка по лицензии выпускались в Югославии, Польше, Чехословакии и Индии. Сегодня Т-72 состоят на вооружении армий более 40 государств.

В 1993 году был принят на вооружение танк Т-90, который был разработан на базе Т-72Б. На нем была установлена автоматизированная система управления огнем с тепловизором, новая система бронирования, комплекс оптико-электронного подавления «Штора», комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», зенитно-пулеметная установка с дистанционным управлением.



В 2011 году для модернизации стоящих на вооружении России танков Т-72Б была разработана модификация Т-72Б3. Она создана в качестве недорогой альтернативы Т-90 до получения российской армией танков нового поколения.

В феврале 2017 года первая партия танков Т-72Б3 новейшей версии поступила на вооружение армии. Отличительными особенностями новых машин стали более мощный двигатель (1130 лошадиных сил), улучшенный комплекс вооружения, прицеливания и управления. Орудие получило обновленный автомат заряжания, доработанный для использования новых боеприпасов.

Модернизация коснулась защиты корпуса: комбинированная многослойная броня усилена бортовыми экранами с модулями динамической защиты «Реликт», навесными решетчатыми экранами и дополнительными модулями динамической защиты.

Танк будущего

С 2019 года на «Уралвагонзаводе» планируется начать крупносерийное производство нового танка Т-14 на унифицированной тяжелой гусеничной платформе «Армата».Высший хищник: есть ли в мире достойные соперники «Армате»?

В Т-14 применена революционная компоновка — автоматизированная башня танка необитаема, экипаж располагается в специальной защищенной капсуле в корпусе. Танк снабжен дизельным двигателем мощностью 1500 лошадиных сил. Машина оснащена танковой информационно-управляющей системой, которая контролирует все узлы и агрегаты. Т-14 стал первым современным танком, оборудованным радаром на активной фазированной антенной решетке.

Предположительные характеристики подвижности машины: скорость по шоссе — до 75 километров в час, вес — до 55 тонн, запас хода — до 500 километров.

Т-14 — не просто танк, а универсальная ударная машина, включающая в себя одновременно тактический ракетный комплекс, зенитную систему ПВО, комплекс армейской разведки и целеуказания — и сам боевой танк.

«Танки на платформе "Армата" прослужат не менее 25-30 лет. На смену им должны прийти виды вооружения на новых физических принципах», — уверен бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны России Сергей Маев.


Еще по теме
США передадут Украине еще одну систему Patriot
Лондон разрешил Киеву бить по Крыму
«Булаву» морского базирования приняли на вооружение
Модули защиты танков от FPV‑дронов «Тритон» поступили в зону СВО
смотреть все
Обсуждение (7)