НАВЕРХ

Кредит по-китайски: чем грозят покупки взаймы на AliExpress

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Купить иллюстрацию
Китайская торговая площадка AliExpress с этого понедельника, 24 апреля 2017 года открыла для россиян возможность совершать покупки в рассрочку и в кредит. Пока взаймы доступны только товары российских продавцов из раздела «Молл», однако через два–три месяца новая услуга станет возможной для всего ассортимента AliExpress стоимостью от 3 тысяч рублей.

Чем грозит «китайский кредит» отечественным интернет-магазинам, почему рассрочка AliExpress вряд ли окажется выгодной для россиян и нужно ли государству вмешаться в агрессивную экспансию крупнейшей мировой торговой площадки — Sibnet.ru рассказали эксперты и участники рынка.

Дорогое удовольствие

Россия станет первой страной, где AliExpress открывает возможность покупок в кредит. В китайской компании заявили, что Россия является для них одним из приоритетных рынков, а новая услуга сделает представленные на площадке товары более доступными для широкого круга потребителей.

Статистика на стороне AliExpress — уже треть покупок в интернете относится к трансграничной торговле, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. По статистике Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), AliExpress является наиболее популярным онлайн-магазином для России — ежемесячно эту площадку посещают более 25 миллионов россиян.

Пока в кредит или рассрочку купить на AliExpress можно не так много товаров — в список вошли премиальные смартфоны Apple, Samsung, а также ноутбуки ASUS и аксессуары Beats. Партнером AliExpress выступает «Тинькофф Банк». Процентная ставка по продукту «Рассрочка» — 23,4% годовых, по продукту «Кредит» — 29%.

Согласно сообщению на сайте AliExpress, россияне могут использовать для шопинга одобренный банком лимит. Он действителен для покупок от 3 до 100 тысяч рублей. В случае с рассрочкой клиент оплатит банку только изначальную стоимость товара (магазин делает скидку на размер банковской ставки), однако купить на таких условиях можно только лот, который помечен специальным значком.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Разработана схема продажи в России алкоголя через интернет

«В целом, это довольно стандартные условия для онлайн-кредита, — говорит брокер и финансовый аналитик компании «Брокер-сервис» Дмитрий Назаров. — На практике процентная ставка обычно рассчитывается индивидуально для каждого клиента, поэтому покупка товара с выгодной на первый взгляд ценой может оказаться дорогим удовольствием».

Например, сейчас в рамках распродажи российская площадка «Молл» предлагает купить смартфон Samsung Galaxy S7 за 33 962 рубля. На первый взгляд, действительно, цена выгодная, так как средняя стоимость гаджета на «Яндекс-Маркет» составляет 39 тысяч рублей. Однако при внимательном изучении сервиса можно найти магазины, где аппарат стоит в районе 32-34 тысяч рублей.

По словам Назарова, кредитные условия AliExpress нельзя назвать уникальными, а новая услуга может и не стать популярной. «На китайской площадке закупаются люди, которые намерены сэкономить несколько тысяч рублей. Если этой экономии в итоге не будет, то даже покупка в кредит вряд ли сильно изменит ситуацию на рынке», — уверен аналитик.

Рай для «серых» торговцев

«Риски для отечественных участников рынка электроники в связи с новой политикой китайской площадки пока минимальны — во-первых, кредиты и рассрочка пока действуют только для российских продавцов, во-вторых, качество товара и поддержки на AliExpress традиционно низкое», — говорит директор и основатель торговой сети «e2e4» Андрей Мельников.

По словам Мельникова, даже сейчас на электронику с китайской площадки в России практически нет гарантии, в итоге с обслуживанием возникают серьезные проблемы. Кроме этого, по отзывам велик риск напороться на восстановленные гаджеты или «серых» торговцев, которые продают в Россию предназначенные для региональных рынков аппараты.

«Я вижу позитивную сторону в нововведении — в российском сегменте AliExpress могут появиться мелкие компании, которым тяжело самостоятельно заключать договоры с банками. Здесь китайская площадка сделает за них всю работу. Но вряд ли там будет низкий ценник для покупателя», — отмечает эксперт. Власть в поисках денег: россиян лишат AliExpress?

Впрочем, пока популярность кредитных покупок на AliExpress остается под вопросом, предупреждает Мельников. Директор российской торговой сети напоминает, что партнерами китайской площадки будут отечественные банки, а быстрые кредиты по своим условиям существенно невыгоднее традиционных, так как там повышенные риски невозврата.

«Стать партнерами AliExpress, чтобы на площадке появился магазин e2e4? Для нас это не очень выгодная стратегия, так как для среднестатистического покупателя AliExpress важна только низкая цена, а качество и обслуживание его обычно не интересуют. К тому же это неизбежно приведет к дополнительным издержкам, ведь площадка берет свой процент за сделки», — говорит он.

Сейчас выгода покупок на зарубежных площадках для россиян достигается отсутствием ряда пошлин и налогов, в итоге ценник оказывается ниже, чем в российском магазине. «Как продавцу, нам бы хотелось, чтобы условия для участников рынка были одинаковы. Но нужно помнить, что обычным гражданам в итоге придется переплачивать за покупки», — подытоживает Мельников.

Государство просят вмешаться

В отличие от участников рынка, президент АКИТ Алексей Федоров считает реальным риск для отечественного рынка интернет-торговли потерять часть прибыли в связи с изменениями на китайской торговой площадке. В этой ситуации в происходящее следует вмешаться государству, полагает эксперт.

«На текущий момент товары, предлагаемые в кредит, были импортированы в нашу страну в соответствии со всеми нормами права и закона, однако в будущем AliExpress может распространить эту практику и на товары из-за границы, завезенные посредством кросс-бордера, тогда это нанесет большой ущерб отечественной интернет-торговле», — говорит Федоров.

Глава АКИТ напоминает, что товары из-за границы не облагаются НДС и пошлиной, а если к этим преимуществам добавится кредитная покупка, то российские потребители массово перейдут на приобретение товаров исключительно в зарубежных интернет-магазинах. К тому же AliExpress не скрывает планы полноценной экспансии в Россию, уточняет Федоров.

«Например, Cainiao – еще одна дочерняя компания Alibaba group — уже покупает помещения для классического импорта китайских товаров в Россию. Таким образом, сокращение срока доставки при существующих аудиторных показателях обеспечит AliExpress лидерство на российском рынке», — предупреждает он.

В этой ситуации под ударом окажутся онлайн-продавцы одежды, электроники и детских товаров низкого ценового сегмента, так как в сложившейся в нашей стране экономической ситуации россияне предпочитают экономить, покупая наиболее дешевые товары. Впрочем, пока эти риски лишь гипотетические, добавляет эксперт.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Почта России запустила аналог AliExpress

«У российского потребителя AliExpress ассоциируется с дешевыми китайскими товарами. Средний чек покупок там составляет 500 рублей. AliExpress придется приложить большое количество усилий для того, чтобы изменить в головах покупателей эту ориентированность и начать продавать им дорогие товары», — продолжает Федоров.

По словам главы АКИТ, российские интернет-магазины уже имеют оптимизированное распределение складов, выстроенные логистические цепочки, пункты сервиса и возврата – то, чему китайскому гиганту еще только предстоит научиться. К тому же российские онлайн-ритейлеры давно и успешно предоставляют услуги онлайн-кредитования.

Однако в перспективе ситуация на рынке требует вмешательства государства. «В первую очередь, равные конкурентные условия позволят обеспечить введение НДС-регистрации иностранных интернет-магазинов. По прогнозам АКИТ, в первые три года внедрения механизма государство получит до 300 миллиардов рублей», — говорит Федоров.

Кроме этого, глава АКИТ предлагает урегулировать уровень ответственности иностранных игроков перед российским потребителем. Для этого правительству необходимо внести изменения в закон «О защите прав потребителей», чтобы наделить заграничных торговцев теми же правами и обязанностями, что и отечественных онлайн-ритейлеров.

Обсуждение (26) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (26)
0
Добавить комментарий